^Вверх
Христианство оказало глубокое воздействие на мировую литературу. Во многих произведениях нашли свое художественное воплощение и события Священной истории, и память о них — церковные праздники.
В западных христианских церквах главным праздником стало Рождество, в Православии — Пасха, праздник праздников, торжество из торжеств.
Пасха дала русской литературе больше чем образы, мотивы, сюжеты, эпизоды — она дала жанр пасхального рассказа. Интересно, что именно в России этот жанр приобрел широкое распространение, и стал уникальным явлением русской культуры, в том плане, что он присущ только России, русскому Православию.
Как жанр пасхальный рассказ един, но это единство многообразия: сохраняя жанровую сущность неизменной, каждый автор мог выразить свое, задушевное. И каждый проявил свою меру таланта и литературного мастерства.
Пасхальному рассказу отдали дань творческого увлечения такие писатели, как Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Лесков, А. Чехов, Л. Андреев, А. Куприн, Ф. Сологуб, И. Шмелев, И. Бунин и многие другие.
Великий русский писатель Иван Алексеевич Бунин в одном из своих выступлений соединил образ Пасхи с образом национального возрождения.
Бунин призвал всех русских людей свято верить в то, что по Великой Милости Божьей "камень от гроба будет отвален" и Россия обретет жизнь, победив собственным воскресением всё лихолетье XX столетия и последующую неустроенность. Её возрождение будет подобно лучам солнца:
Они взойдут в красе желанной
И возвестят с высот небес,
Что день настал обетованный,
Что Бог Воистину Воскрес!